Сани со спинкой как называются

Сани со спинкой как называются

Сани — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья. Сани возят лошади, олени, мулы, быки, собаки.

Содержание

История [ править | править код ]

Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в Египте. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.).

В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.

Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда сани служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).

Этимология [ править | править код ]

Слово «сани» — славянское, заимствованное от славян латышами, венграми и румынами; происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от «сань», что значит «змея»; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами саней на Руси были «возила», «дровни», позже «каптана» и «избушка»

Современное использование [ править | править код ]

Сани применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная. Сани используются также в спортивных целях (Санный спорт). В различных областях народного хозяйства применяются аэросани.

В 1986 году Госпланом РСФСР был принят стандарт РСТ РСФСР 138-86 "Сани-дровни и сани-розвальни. Общие технические условия".

Викторина "Сани мои сани"

Как назывались самые простые древние сани?
(Волокуши.)

Как называются сани народов Севера – длинные узкие сани для езды на собаках, оленях: нарты или нарды?
(Нарты. Нарды – это игра.)

Какие сани используются для транспортировки походного снаряжения в Арктике и Антарктике, в качестве полозьев имеют трубы?
(Волокуши.)

Как назывались в старину крытые сани со спинкой, в которых удобно было передвигаться в ненастную зимнюю погоду?
(Возок.)

Как называются старинные низкие и широкие сани?
(Розвальни.)

Как назывались старинные крестьянские дорожные сани с корпусом, обшитым тёплой тканью на вате?
(Обшевни или пошевни.)

Как иначе можно назвать детские санки?
(Салазки.)

В какой народный праздник наши предки катались в чунках – расписных нарядных санях?
(Только на Масленой неделе.)

Название этих саней напоминает о суровых русских зимах. Что это за сани?
(Дровни – сани без кузова, на которых дрова из леса привозили.)

Правда ли, что в старину даже летом ездили на санях?
(Да, вплоть до середины XVII века русские цари и знатные особы даже летом ездили в повозках, поставленных на полозья, потому что такой вид транспорта считался на Руси самым престижным. На экипажи с колёсами знать перешла лишь при царе Алексее Михайловиче.)

В день 3 марта наши предки почитали птицу, слывшую вестницей скорого тепла. Считалось, что именно в этот день Ярило давал ей наказ начинать петь: «Покинь сани! Покинь сани!». А еще в этот день пекли пирожки из овсяной муки. О какой птице идёт речь?
(Речь идёт о птичке овсянке.)

Читайте также:  Осень в корее фото

У какого русского драматурга есть пьеса «Не в свои сани не садись»?
(У А.Н. Островского. Именно у него есть 12 пьес, озаглавленных русскими пословицами и поговорками.)

Отгадайте загадку Владимира Даля. Одна птица кричит: «Мне зимой тяжело!». Другая кричит: «Мне летом тяжело!». Третья кричит: «Мне всегда тяжело!». Что это за первые две птицы и кто третья?
(Сани, телега, лошадь.)

Русская весенняя загадка: «Оглобли остались, а сани помчались». О чем идет речь?
(Ледоход на реке.)

«Как здорово ехать на санях вдвоём с девушкой по искристому снегу, хохоча и погоняя лошадку, а на крутом повороте вдруг вместе с подружкой очутиться в сугробе. » – таково краткое содержание песни «Санная одноколка», авторские права на которую оформил американец Джеймс Лорд Пирпонт в 1857 году. Под каким названием эта песня известна сегодня во всем мире?
(«Jingle Bells» – «Звените, колокольчики» или «Звенящие колокольчики».)

Их название объясняют тем, что их следы нашим предкам напоминали след от змей. Как же хотя бы примерно по-старославянски будет «змея»?
(Сань – отсюда сани.)

Какая змея легко отыщется в санях?
(Полоз.)

Эти сани представляют собой высокие санки с длинными металлическими полозьями и специальной рамой (ручкой) для катания, прикрепленной к сидению. Они хороши тем, что на них можно кататься как одному человеку, так и вдвоем. При этом второму не нужно бежать впереди саней, прикладывая немало усилий, а можно, стоя на удобной подножке, катить их впереди себя, отталкиваясь ногой, как на самокате, получая при этом не меньше удовольствия, чем человек сидящий впереди. Какая страна дала название этим саням: Финляндия, Россия или Китай?
(Финляндия. Это финские сани – финки.)

Как назывались сани без полозьев, использовавшиеся индейцами Северной Америки?
(Тобогга́н. Представляют собой несколько скреплённых досок с загнутым передком. Длина саней 3-4 метра, ширина 30-40 сантиметров. Использовались обычно для перевозки грузов вручную или с помощью собак, иногда для катания с гор.)

Смит Вилсон из Филадельфии зимой 1890/91 года впервые соединил сани, оборудовал тормозами и рулем. Что получилось в результате?
(Сани-боб, на которых выступают теперь все спортсмены мира.)

Футбол – «нога» и «мяч», баскетбол – «корзина» и «мяч». А «бобслей»?
(«Боб» – раскачивать, «слей» – сани, так как на старте сани раскачивают.)

В спортивных санях определен предельный вес – 20 кг (одноместные), ширина колеи – 45 см., но не длина саней. Почему?
(Она зависит от высоты спортсмена.)

Какое название получили современные механические сани с воздушным винтом?
(Аэросани.)

Как называются спортивные сани с парусом для езды по льду?
(Буер.)

Появился новый вид современных саней – удобная надувная подушка из очень прочного материала. Как называются такие сани?
(Сноубейгл.)

Когда, согласно русской пословице, нужно готовить сани?
а) Зимой;
б) Весной;
в) Летом;
г) Осенью.
(Готовь сани летом, а телегу зимой.)

Кто из этих профессионалов НЕ управляет санями?
а) Бобслеист;
б) Каюр;
в) Ямщик;
г) Санитар.
(Это медицинский работник.)

Как называют спортсменов, мчащихся по ледяной трассе на санях?
а) Саночники;
б) Сановники;
в) Санитары;
г) Санинструкторы.

Сани с картины «Боярыня Морозова» русского художника Василия Сурикова – это… Какие?
а) Розвальни;
б) Дровни;
в) Боб;
г) Нарты.

Каким саням принадлежит рекорд скорости на земле?
а) Аэросани;
б) Финские сани;
в) Боб;
г) Ракетные сани.
(Ракетные сани – тестовая платформа, скользящая по специальному рельсовому пути с помощью ракетного двигателя. Рекорд был установлен 30 апреля 2003 года на авиабазе Холломан и составил 10 325 км/ч или 2868 м/с. Рекорд скорости для пилотируемых ракетных саней был установлен 10 декабря 1954 года также на авиабазе Холломан, он составил 1017 км/ч, что на то время являлось рекордом для наземных управляемых транспортных средств.)

Для занятий каким видом спорта необходимы сани?
а) Бейсбол;
б) Боулинг;
в) Бобслей;
г) Биатлон.
(Особый вид спортивных саней – боб.)

Как называется скоростной спуск по ледяной трассе на санях?
а) Слалом;
б) Биатлон;
в) Бобслей;
г) Сёрфинг.

Как называется трасса бобслеистов?
а) Полоз;
б) Жёлоб;
в) Колея;
г) Трек.

На каких спортивных санях спортсмен лежит головой вперёд в направлении движения, лицом вниз (т.е. на животе)?
а) Боб;
б) Скелетон;
в) Сани;
г) Буер.

Управление какими санями производится при помощи изменения положения тела спортсмена?
а) Боб;
б) Скелетон;
в) Сани;
г) Буер.

Сколько пар полозьев-коньков у специальных спортивных саней – боба?
а) Одна;
б) Две;
в) Три;
г) Четыре.
(Передняя пара – подвижная с рулем. Задняя пара – неподвижная с тормозом.)

САНИ — повозка на полозьях для транспортировки груза и перевозки пассажиров. Слово «сани» славянского происхождения, восходит к слову «сань» — полоз, змея. В основе конструкции саней лежали два полоза — длинные деревянные брусья трапециевидного, прямоугольного или полукруглого сечения с плавно загнутой вверх головкой, которой старались придать красивую форму. Длина полозьев вместе с головкой колебалась в пределах от 1,8 до 2,4 м.

Читайте также:  Хойя болезни и вредители

Однако были сани, имевшие длину полозьев от 3,3 до 3,4 м. Полозья делали из дуба, вяза, березы, клена, древесина которых отличается большой прочностью. При этом выбирали дерево молодое, здоровое, прямое и без сучьев. В пазы, вырезанные в каждом полозе, вставляли копылы — вертикально поставленные массивные бруски высотой от 10 до 30 см. На полозе устанавливали от 4 до 12 копылов. Копыл с полозом соединялся шиповым замком «вполутемок», т.е. шип был потайной и имел дополнительное опорное плечико. Копылы вытесывали обычно из клена — дерева крепкого и вязкого, долго не изнашивавшегося и не загнивавшего, а также сосны или ели. Копылы одного полоза соединяли с копылами другого вязовьями — толстыми ветвями черемухи, ветлы и какого-либо иного легко- гнущегося дерева.

В некоторых санях полозья соединяли еще и поперечинами — толстыми четырехгранными брусьями, насаживавшимися на копылы. На копылы (в верхней части которых тоже были шипы) по всей длине полоза надевалась грядка (на- щеп) — толстый брус из сосны или ели овального или прямоугольного сечения. Грядки вместе с поперечинами образовывали раму, являвшуюся площадкой для установки кузова. В случае если поперечин не было, кузов устанавливали на грядках. Ход саней, т.е. расстояние между полозьями, колебался от 60 до 80 см. В деревнях в сани обычно запрягали одну или две лошади (см.Запряжка). Лошадь ставили в оглобли, привязываемые к первым копылам, реже к головке полозьев с помощью крепкой веревки или тонких гибких прутьев. Крестьянские сани различались но размерам, форме, отделке кузова, высоте копылов и т.д. Особенности строения саней были связаны с их целевым назначением.

Сани, встречающиеся в деревнях, делились на две группы: сани грузовые, для перевозки клади, и сани выездные, для всевозможных поездок. Каждый вид грузовых и выездных саней имел свое название: возок, дровни, пошевни, розвальни, скочки, съездки, кибитка, козыри и т.д. Сани являлись в основном зимним транспортом, однако в некоторых местах на севере Европейской России ими пользовались и в летнее время, чаще всего когда приходилось ездить по бездорожью. В деревенских условиях жизни они были предметом первой необходимости в каждой крестьянской семье. Грузовые сани использовали для вывоза поваленного на сруб леса, перевозки дров, сена, соломы, снопов и т.п. Выездные сани были необходимы для поездок в гости, на ярмарку, для катания на масленицу, во время свадеб и похорон. Наличие выездных саней в семье рассматривалось как свидетельство ее зажиточности.

Сани — один из древнейших видов русского транспорта. Они были и самым распространенным транспортным средством в Древней и Средневековой Руси. В письменных источниках слово «сани» или тождественное ему слово «воз» можно обнаружить уже в текстах XI в. Они упоминаются неоднократно и в более поздних документах XIII—XIV вв. Изображения саней встречаются на миниатюрах XIV—XV вв. в Житии Бориса и Глеба и в Радзивилловской летописи. При археологических раскопках русских городов, особенно Великого Новгорода, в слоях XXIV вв. находят довольно много отдельных деталей саней, по которым сравнительно легко восстанавливается их облик.

Археологические материалы позволяют утверждать, что еще в Древней Руси было известно шесть типов саней: дровни, грузовые тяжеловесные сани, легкие выездные, беговые сани с высоко поставленной грядкой, сани-возки с закрытым кузовом и ручные салазки. По своей конструкции, размерам они мало чем отличались от крестьянских саней XVIII—XIX вв. Различие можно обнаружить только в некоторых деталях. Например, в древности копылы вырезали с коротким сучком-вязом, используя его для соединения противостоящих друг другу пар копылов. Кроме того, ширина кузова древнерусских саней равнялась их ходу, в отличие от кузова саней XIX в., который был всегда шире хода.

Описание саней XV—XVII вв. встречается в книгах иностранных авторов, посещавших Россию: в записках итальянца А.Кантарини, побывавшего в Московии в конце XV в., англичан А.Дженкинсона и Р.Ченслера, оставивших воспоминания о России XVI в., австрийского дипломата С. Герберштейна, приезжавшего сюда в начале XVI в. Амброджио Кантарини сравнил сани с домиком, «который везет одна лошадь. Они употребляются только в зимнее время, и каждому следует иметь отдельную кибитку. Усаживаются в сани, укрывшись любым количеством одеял, и правят лошадью — и таким образом покрывают огромнейшие расстояния. Внутрь кладут съестные припасы и все необходимое » (Кантарини 1986,26).

Сани выездные

Сани для поездок в гости, в церковь, на базар или ярмарку, для катаний в праздничные дни, для выполнения обрядов свадебного ритуала. Выездные сани имели ряд особенностей, обусловленных их предназначением. Прежде всего у них был достаточно высоко поставленный кузов. Он закреплялся на площадке, образованной двумя грядками и поперечинами (см.Сани).

Читайте также:  Новый год дома идеи празднования

Кузов делали открытым сверху, со сравнительно высокими бортами и спинкой, относительно узким спереди и широким сзади. Его изготавливали из хорошо пригнанных друг к другу досок или деревянных реек, обшитых изнутри лубом, а иногда и листовым железом. Кузов был рассчитан обычно на двух-трех седоков. Один сидел на облучке (передней скамейке) и управлял лошадьми, двое других — на задней скамье. Сани могли иметь только заднюю скамью для двух человек или вообще не иметь сидений. В последнем случае для удобства седоков на дно саней укладывали сено, прикрытое сверху плотной тканью.

Характерной чертой некоторых выездных саней были широкие боковые отводы (отводины). Их крепили одним концом к головке саней, а другим — к концам длинного толстого бруса, установленного сзади на платформе. Отводы эти несколько напоминали крылья и служили опорой при наклонах саней, предохраняя их во время езды от перевертывания на поворотах. Кроме того, на полозья выездных саней набивали подрезы — металлические полосы, защищавшие их от стирания и облегчавшие скольжение по зимней дороге. Выездные сани в большинстве случаев были красивы по форме и отделке.

Внутреннее пространство кузова обивали сукном, холстом, кожей. Спинку, передок и боковины кузова, изготовленного из дерева, покрывали резьбой или яркой росписью. Внутреннюю металлическую обшивку кузовов с решетчатым задком и боковинами окрашивали в золотистый цвет, а палки, образовывавшие решетку, вытачивали на токарном станке. Верх передка и задка украшали узором из кованого железа. При поездке в гости, катании по деревне в праздник внутреннее пространство выездных саней застилали белым войлоком, ковром, овчиной, волчьей или медвежьей шкурой, слегка свисавшей с боковин и задка. На сиденья укладывали пуховые подушки в цветных наволочках, а ноги ездоков прикрывали шкурами или ковром.

Сани, используемые при ямской гоньбе (см.Тройка), отличались тем, что их делали с низким закрытым кузовом, длиной в рост человека и выстилали толстым слоем войлока. Путник обычно ехал лежа, закутанный овчиной, прикрытый сверху войлоком, сукном или мехом. Выездные сани появились у русских давно. Их изображение можно видеть на книжных миниатюрах XIV—XVII вв., рисунках иностранцев, посещавших Русское государство. В эпоху Средневековья на Руси выездные сани были необходимой принадлежностью каждого богатого человека. Знатные и уважающие себя люди должны были всегда выезжать из своего дома зимой на санях. Это было обязательным даже при визите к соседу, жившему почти рядом.

Приход в чужой дом пешком рассматривался как утрата собственного достоинства и как унижение хозяина дома. Мужчины тогда ездили на короткие расстояния в маленьких санках для одного, реже — двух человек. Эти санки имели открытый кузов в форме ладьи с загнутыми внутрь краями передка и задка. Некоторые же сани напоминали собой длинный неширокий ящик, сужавшийся к ногам, или прямоугольный ящик. Внутреннее пространство таких саней обивали шелком или тонкой кожей и покрывали медведно — медвежьей шкурой, а сверху накидывали полость (покрытие из войлока или толстого сукна с узором из бархата), которой прикрывали ноги седока.

Задок саней украшали персидским ковром. Возница сидел обычно верхом на лошади, управляя ею с помощью уздечки. Однако можно было управлять ее движением и сидя в санях. Женщины ездили и на короткие, и на длинные расстояния в закрытых санях. Их кузов представлял собой прямоугольный ящик с дверцами и маленькими слюдяными оконцами с занавесками. Внутри он был обит сукном, бархатом, иногда овчиной, а у очень богатых людей даже соболями. Вместо сидений в таких санях были подушки. Выездные сани, видоизменяясь со временем, использовались в крестьянских хозяйствах вплоть до XX в.

Сани грузовые

Сани для торговых и хозяйственных зимних перевозок. Для перевозки громоздких грузов брали дровни и более компактные — розвальни. Как те, так и другие имелись в каждом крестьянском хозяйстве. Грузовые сани были также необходимы в быту, их использовали, например, для поездок на базар или ярмарку. Сани приобретали у санников — профессиональных мастеров, работавших на заказ или поставляющих свой товар для продажи на ярмарках и базарах. Однако многие крестьяне сами изготавливали грузовые сани для своего хозяйства.

Скочки

Сани выездные с открытым узким кузовом, сравнительно низкими бортами и более высоким, чем на пошевнях или кошевах, задком. Сиденье в скочках располагалось довольно высоко и было настолько узким, что на нем с большим трудом помещались два человека в зимней одежде. Эти сани были приспособлены для хорошо укатанных дорог. При поездке по заснеженным дорогам седоков засыпало снегом, так как он легко попадал через стенки кузова. Скочки считали эталоном щегольства, недеревенской роскоши.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector